ГРАФСКАЯ ПРИСТАНЬ.
Белая колоннада Графской пристани украшает город с 1846 г. От площади Нахимова, расположенной в центре Севастополя, ее гранитиые ступени сбегают к морю. Не случайно изображение Графской стало своеобразной эмблемой города-героя: с этим архитектурным памятником связана вся история Севастополя от основания до наших дней.
Обычная деревянная приставь появилась здесь в 1783 г. одновременно с первыми городскими и портовыми постройками. В 1787 г. в связи с предстоящим приездом императрицы пристань назвали Екатерининской, как и первую улицу, которая тянулась от пристава и прежде именовалась просто Балаклавской дорогой (ныне это ул. Ленина). Однако моряки в горожане называли пристань Графской: сюда обычно приставала шлюпка, с которой сходил на берег граф М.И. Войнович, командовавший севастопольской эскадрой в 1785-1789 гг.
Уже в 30-е годы XIX в. возникла необходимость заменить деревянные ступени пристани каменными. М. П, Лазарев, находясь в должности главного командира Черноморского флота и портов, а также военного губернатора Николаева и Севастополя, составил предложения по улучшению Графской пристани. Предполагалось соорудить каменную террасу и колоннаду, которая оградила бы ступени, ведущие к морю, и украсила пристань. Проект был выполнен военным инженером Д. Уптоном в 1837 г. и представлен Николаю I, который, утверждая проект, отверг лучшую часть ансамбля - колоннадную галерею. Преобразование пристани началось со строительства двух павильонов по сторонам лестницы. Однако М. П. Лазарев не оставлял надежды воплотить задуманный проект полностью, неоднократно обращаясь к царю за разрешением. Наконец в 1844 г. оно было получено, и через два года строительство пристани завершилось.
Как и было задумало Лазаревым, пристань стала парадным причалом военного порта. Четыре широких торжественных марша лестницы прямо от морской глади поднимаются к белой колоннаде. По краям лестница ограждена подпорными стенками. Два ряда изящных дорических колонн (по шесть в каждом ряду) поддерживают строгий классически оформленный фриз, над которым проходит карниз с невысоким парапетом. Его украшает более высокий парапет (аттик), на котором обозначена дата постройки - 1846 г.
В нишах колоннады, обращенных к морю, установлены две античные статуи работы итальянского скульптора Фернандо Пелличио. Два лежащих мраморных льва, исполненные этим же мастером, завершают ансамбль лестницы у спуска к морю. Высота колоннады - 6,5 м., длина - 18,2 м., ширина - 2,8 м.
С Графской пристанью связано немало знаменательных событий. В 1854—1855 гг. отсюда осуществлялось снабжение некоторых бастионов снаряжением, боеприпасами и продовольствием, поддерживалась связь защитников города с Северной стороной. 26 августа 1855 г. вражеская ракета подожгла одну из барж с порохом, стоявших у Графской. Огромной силы взрыв потряс воздух; на месте пристани остались руины...
После окончания Крымской войны она была восстановлена. Читая надписи на мемориальных досках, будто листаешь страницы славной летописи города и флота.
"Здесь 22 ноября 1853 года произошла торжественная встреча севастопольцев с вице-адмиралом П. С. Нахимовым после Синопской победы",- напоминает одна из них. "Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украина»...
Сегодня Графская пристань, один из старейших памятников города и его украшение, по-прежнему делит с ним все заботы и радости.
ПРИМОРСКИЙ БУЛЬВАР.
Расположен в начале проспекта Нахимова, напротив . Матросского бульвара. Это одно из самых любимых севастопольцами мест отдыха. Не только прекрасный вид на рейд и знаменитую Севастопольскую бухту, уютные уголки отдыха и живописные аллеи привлекают сюда посетителей. Приморский бульвар - комплекс памятников и памятных мест, отражающих события, происходившие в Севастополе со дня его основания.
В 1778 г. на мысу, где ныне расположен водноспортивный комплекс, возвели земляную батарею. В 1797 г. она вместе с другими земляными батареями была перестроена, стала более мощной и получила наименование Николаевской. Со временем, в 1847 г., на месте этого укрепления соорудили самую большую - трехъярусную каменную батарею. Длина ее по наружному фасаду составляла около полукилометра, на вооружении имелось 105 орудий.
В годы Крымской воины батарея была разрушена. Почти три десятилетия развалины этого огромного укрепления, находившегося в самом центре города, мешали благоустройству Севастополя. Лишь в 1883 г. было принято решение убрать остатки батареи и на расчищенном месте разбить бульвар. В 1885 г. здесь высадили деревья и кустарники, оборудовали прогулочные площадки с видом на море. В западной части построили яхт-клуб с читальней и рестораном.
Новый бульвар назвали Приморским. Это было прекрасное место отдыха, привлекавшее всех севастопольцев. В 90-е годы прошлого века на Приморском бульваре построили театр. В разное время здесь выступали известные мастера сцепы М.С. Щепкин. Ф.И. Шаляпин, В.Ф. Комиссаржевская и др. В 1900 г. был на гастролях Московский художественный театр, который показал чеховские пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня". Севастопольская публика тепло принимала спектакли и их автора, Антона Павловича Чехова, специально приехавшего из Ялты. Здание театра до наших дней не сохранилось.
Почти одновременно с театром на Приморском бульваре было построено здание морской биологической станции с аквариумом - первого в России научного учреждения по изучению флоры и фауны моря.
К 50-летию обороны Севастополя 1854-1855 гг. на Приморском появился Памятник затопленным кораблям. На набережной бульвара отмечено место, откуда начинался плавучий мост, по которому защитники Севастополя в ночь с 27 на 28 августа 1855 г. переправились на Северную сторону.
На камнях гранитной набережной Приморского бульвара оставили след события восстание моряков 1905 г. Здесь установлена памятная доска, напоминающая о восставшем крейсере "Очаков".
И как символ вечно живых героических традиций моряков-черноморцев к 35-летию освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков на набережной Приморского бульвара был торжественно открыт Памятный знак зскадре Черноморского флота.
Бульвар, возраст которого более ста лет, не однажды реконструировался и расширялся. В 1949 г. архитекторы П.В. Кумпан, Г.Г. Швабауэр и И.А. Сабуров разработали проект, после осуществления которого Приморский аначительно изменился: увеличилась его протяженность, появилась красивая чугунная ограда, два входа запоминающейся архитектуры, стал богаче и разнообразнее зеленый наряд бульвара. Новая часть Приморского пролегла от Дворца пионеров (Ныне Дворец детства и юности) до театра им. Луначарского.
ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ.
Херсонес Таврический известен далеко за пределами нашей страны. Раскопки, произведенные в этом заповеднике рассказали о древнем городе, который на большом отрезке времени являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром на Северном Причерноморье.
Херсонес был основан греческими колонистами в 422 - 421 гг. до н.э. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время носит название «Карантинная».
По прошествии сотни лет после основания колонии, территория Херсонеса уже занимала значительную часть полуострова, лежащего между двумя бухтами - Карантинной и Песочной. ("Херсонес" означает полуостров, в переводе с греческого). В городе жили земледельцы и ремесленники, архитекторы и художники, врачи и скульпторы, историки и поэты. Это была рабовладельческая республика с демократической формой правления; высшим органом государственной власти было народное собрание.
Все годы существования государства гражданам Херсонеса приходилось вести войны. Во II в. до н.э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Скифы были разгромлены, однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошел в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от своих более сильных соседей.
В I в. до н. э. Херсонес утратил демократическую форму правления, попал в зависимость от Римской империи и долго служил основным форпостом ее захватнической политики в Северном Причерноморье. С началом новой эры в Херсонес проникает христианство, в IV в. оно становится официальной религией. Безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театр, храмы, их заменяют христианские церкви, часовни. В этот период от нашествия гуннов погибают многие города. Херсонес, защищенный мощными оборонительными стенами, продолжает жить еще тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя. В V в. Херсонес вошел в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из ее военно-административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне - Корсунем.
Русь в эту пору становится силой, с которой вынуждены были считаться не только ближайшие соседи, но и такое крупное государство, как Византия. Когда Византия не выполнила обязательств договора с киевским князем Владимиром, он в 988 г. выступил против Корсуня и взял его после девятимесячной осады.
Византия заключила с Русью равноправный союз. Херсонесу, служившему посредником в их торговле, этот союз был очень выгоден. Отсюда в Малую Азию и Византию отправлялись продукты сельского хозяйства и животноводства; из южных стран в Херсонес и далее, на север, везли оружие, ткани, масло.
Со временем могущество Византии ослабело, и в XIII в. торговля на Черном море оказалась в руках итальянских (венецианских, а затем генуэзских) купцов, которые основали в Крыму свои фактории. Торговые пути переместились в Восточный Крым, и это стало одной из причин упадка экономики Херсонеса. Трагедию города довершили набеги кочевников, которые в конце XIII в., а затем через сто лет нанесли ему непоправимый урон. Разрушенный и сожженный Херсонесе больше не смог возродиться. К середине XV в. жизнь в нем окончательно угасла. Прошло время, и земля погребла под собой руины некогда большого, прекрасного города. Лишь 400 лет спустя, в 1827 г., офицер Черноморского флота Крузе произвел первые раскопки на месте бывшего Херсонеса. Впоследствии они проводились отдельными лицами и организациями. Наиболее систематические раскопки начались в конце 80-х годов прошлого века. Двадцать лет жизни отдал им большой энтузиаст и организатор будущего музея К. К. Косцюшко-Валюжинич.
За прошедшие с момента начала раскопок время заповедник превратился в один из крупнейших научно-исследовательских центров, стал базой, где ведут исследовательскую работу ученые-археологи и проходят практику студенты университетов. Систематические раскопки помогли восстановить историю древнего города-государства. Музей-заповедник очень популярен, ежегодно его посещают десятки тысяч экскурсантов. Их привлекают коллекции эпиграфических памятников (в том числе всемирно известная присяга граждан Херсонеса III в. до н. э.), произведения искусства, ремесленные изделия и орудия труда, предметы быта, которыми пользовались жители Херсонеса.
Экскурсанты могут ознакомиться с территорией древнего города: пройти по его главной улице, побродить по некогда оживленным жилым кварталам и площадям, осмотреть руины единственного, обнаруженного на территории нашей страны античного театра, беломраморные колонны средневековых храмов, остатки величественных оборонительных сооружений - стен и башен. Из оборонительных башен наибольший интерес представляет башня Зенона, которая занимала важное место в системе городской обороны и поэтому постоянно достраивалась и совершенствовалась . Это самая большая башня Херсонеса, она является наиболее интересным археологическим памятником Северного Причерноморья, там были найдены расписные надгробия, архитектурные детали, которые по сегодняшний день восхищают своей красотой.
ПАНОРАМА.
Главная аллея Исторического бульвара ведет к всемирно известному памятнику. Это Панорама, рассказывающая об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя - отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г. Автор панорамы - основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, а затем действительный член этой академии.
Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – одна из четырех в нашей стране – по праву считается выдающимся произведением русской батальной живописи. Художественно ярко, с исторической правдивостью раскрывает она героизм защитников Севастополя в период Крымской (Восточной) войны 1854 – 1856 гг. К 50-летнему юбилею специально организованный комитет постановил создать панораму «Оборона Севастополя», поручив выполнить ее выдающемуся русскому художнику-баталисту Францу Алексеевичу Рубо (1856 – 1928). В октябре 1901 г. Рубо, получив заказ на создание панорамы, впервые приехал в Севастополь. Эскиз был утвержден в феврале 1902 г. Над созданием полотна Ф. А. Рубо работал в предместье Мюнхена. Холст для панорамы был выткан в Брюсселе. 14 мая 1905 г. панорама была открыта. Работала она до 25 июня 1942 г. В тот день гитлеровцы подвергли здание прицельной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу. Во время пожара из 1610 кв. м погибли 493, а оставшиеся были сильно повреждены. В экспозиционном зале музея, открытом в 1970 г., несколько разделов рассказывают о героях Севастопольской эпопеи, об истории панорамы. Здесь же экспонируется диорама подземно-минной войны, созданная в 1958 г. художниками В. И. Гранди и Б. Н. Беляевым. Из экспозиционного зала по винтовой лестнице зритель попадает на смотровую площадку панорамы. Площадь ее живописного полотна – 1610 кв. м (14 м х 115 м), предметного плана – 900 кв. м. Осматривая панораму, зритель находится как бы в центре происходящего сражения – на вершине Малахова кургана. Раннее утро 6 июня 1855 г. Идет девятый месяц осады. Сосредоточив под Севастополем 173-тысячное войско, в день 40-летия битвы под Ватерлоо союзники решили штурмовать русские укрепления. Сражение уже началось. Севастополь охвачен пожарами. Рвутся бомбы, клубы порохового дыма затянули город. На внешнем рейде стоят неприятельские суда, по которым ведут огонь русские береговые батареи. Вход в Севастопольскую бухту вражеской эскадре преграждают затопленные парусные суда. Среди развалин Корабельной слободки стоят русские резервы. Из-за отсутствия укрытия они несут большие потери. На перевязочном пункте много раненых. Сюда только что прибыл хирург Н. И. Пирогов. Враг яростно атакует укрепления Корабельной стороны. В бухтах русские корабли огнем из своих орудий поддерживают защитников бастиона. На левом фланге Малахова кургана противоштурмовая батарея отражает очередную атаку французов. В тылу батареи – солдаты Полтавского полка, ожидающие приказа занять боевые позиции. Рядом с ними изображена Даша Севастопольская. Она принесла на бастион воду. В проходе между брустверами показаны легендарный разведчик, матрос 30-го флотского экипажа Петр Кошка и его боевой товарищ Федор Заика. Они ведут взятого в плен француза. Большой мастер композиции, Ф. А. Рубо блестяще раскрывает нарастание напряжения боя, подводя зрителя к центру композиции – оборонительной башне. От разрыва вражеской бомбы возник большой пожар, но его никто не тушит: выбегающие из башни солдаты спешат на боевые позиции. Слева от башни, у бруствера батареи, адмирал П. С. Нахимов руководит отражением штурма. На этом же месте спустя три недели он был смертельно ранен штуцерной пулей в висок. С достоверным знанием исторического материала, глубоким проникновением в психологию людей написаны автором фигуры русских солдат и матросов. Всего в панораме показано около 4 тыс. фигур. На склоне бастиона начальник Малахова кургана генерал Д. С. Юферов наблюдает за рукопашной схваткой, завязавшейся за батарею П. Л. Жерве. Сражение достигло наивысшего накала. На батарее развевается трехцветное французское знамя. Триста солдат Полтавского полка, оборонявших батарею Жерве, под натиском двух тысяч французов вынуждены с боем отходить. В эти минуты решалась судьба Севастополя. Объезжая боевые позиции, начальник всех войск Корабельной стороны генерал-лейтенант С. А. Хрулев, мгновенно оценив обстановку, увлек за собой в атаку 138 солдат Севского полка и отходивших полтавцев. Завязалась рукопашная схватка. С помощью подоспевших шести рот Якутского полка они отбили батарею. Потерпев неудачу на Корабельной стороне, союзники не решились идти на приступ бастионов центральной части Севастополя.
Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – всемирно известный памятник народному подвигу. Популярность ее огромна.
ДИОРАМА.
Автор диорамы - П.Т. Мальцев, народный художник СССР. Открыта 4 ноября 1959 г.
Сапун-гора - естественная горная преграда на подступах к городу. Она стала ареной ожесточенных боев в период героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., а также во время его освобождения 1944 г. На вершине Сапун-горы находится мемориальный комплекс в память воинов, освобождавших Севастополь во время Великой Отечественной войны.
Героические события тех дней воскрешает диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." Художники воспроизвели момент наивысшего напряжения боя. Диорама находится в полукруглом здании музея, на втором этаже.
На площадке образцы советской боевой техники времен войны: танки, пушки, самоходные орудия, мины. На склоне горы - памятник воинам 77-й дивизии, погибшим здесь при штурме укреплений врага. В парке - обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города.
Музей работает с 9-00 до 16-00 без перерывов.
Выходной-понедельник.
АКВАРИУМ.
Аквариум при Севастопольской биологической станции был открыт в 1897 году. Первоначально он имел всего один зал с центральным бассейном на 24 м3 и семью пристенными аквариумами общим объемом 18 м3, где демонстрировались обитатели Черного моря. Интересно, что вход в те времена в Аквариум был бесплатный: по вторникам, четвергам и воскресеньям.
Впрочем, вскоре, 6 апреля 1904 года, плату за вход пришлось установить - к этому вынуждало материальное положение. Особенно тяжёло пришлось станции во время Первой Мировой войны и в первые годы после революции, когда работа в море была невозможна. Напротив, в период Второй Мировой Аквариуму относительно повезло: в то время, как весь Севастополь лежал в руинах, он был лишь частично разрушен. Правда, эти слова можно отнести только к самому зданию: экспозиция вследствие сильных морозов и продолжительных бомбёжек была утеряна.
После восстановительных работ, летом 1951 года, Аквариум был вновь открыт для посетителей. Форсирование новых научных знаний и частые морские экспедиции привели к тому, что в 1959 году в Аквариуме было представлено уже более 30 видов различных обитателей моря. А в начале 60-х годов Севастопольская биологическая станция реорганизуется в Институт Биологии Южных морей.
Ещё в период между войнами, в 1934 и 1935 годах, к зданию станции было пристроено северное крыло, которое повторило по своему архитектурному оформлению южное, а над центральной частью был надстроен четвертый этаж. А к 1965 году здание новообразованного Института было расширено, одновременно был построен новый Аквариум.
Весной 1966 года Аквариум-музей ИнБЮМ открыл двери для первых посетителей. Сегодня ежегодно Аквариум посещает около 100.000 человек, а коллекция тропических морских животных значительно пополняется редкими представителями океанской фауны, подаренными музею Аквариума коллекционерами - научными сотрудниками Института.
Всего в Аквариуме в настоящее время работает 4 зала.
В первом зале демонстрируются характерные представители коралловых рифов. Аквариумы, выставленные здесь, невелики и позволяют подробно рассмотреть мелких рыб, креветок и беспозвоночных. Зал пестрит тропическими рыбами, с их яркими цветами и необычными формами. Здесь можно увидеть рядом хищных пираний, опасную мурену и безобидную рыбу-клоуна. Довольно редкий представитель семейства ковровых акул - серая ленивица - также обитает в первом зале.
Следующий зал разделён на 2 самостоятельные секции: черноморскую и тропическую. Глубокий круглый аквариум черноморской секции (его диаметр - 9 метров, а глубина - 2,5 метра) служит местом обитания величественных рыб: русский осётр, лобан, пеленгас и других, которые, не обращая внимания на экскурсантов, неторопливо плавают по кругу. В этот бассейн принято кидать на память мелкие монеты. Остальные аквариумы размещены по периметру зала. При этом каждый с тропической фауной обладает собственной замкнутой системой по подготовке и очистке воды, что позволяет содержать в искусственных условиях даже тропических акул.
В третьем зале музея собрана большая коллекция тропических экзотических животных - обитателей Тихого, Индийского, Атлантического океанов. Южноамериканский каймановый крокодил окажется тёзкой того, с которым дружил Чебурашка. Рядом расположились ленивые гигантские черепахи, а также коллекция пресноводных тропических рыб: гурами, астронотус, красный паку. Среди экспонатов-чучел представлены рыба-копьё (самая быстрая в мире), рыба-пила, морской дьявол и - для уравновешения сил добра и зла - морской ангел.
В последнем зале обитают представители пресноводных и рептилий. Белоснежная лестница ведёт в него из центрального зала в сторону моря. Здесь находится очень интересный аквариум с оранжереей, имитирующей развалины древнего Камбоджийского храма. Этот зал граничит с сувенирным магазинчиком, открытки и подарочные изделия из которого позволят сохранить навсегда память о посещении Аквариума.
Неназванными остались такие почётные обитатели Аквариума, как чёрный паку, сцинк синеязычный, хондропитон, морской ёрш, морской дракон. И не забудьте, что ваша встреча с тропическими рыбами произойдёт в самом центре Чёрного моря.
Режим работы: Летом 09-00-19-00 Без выходных.
Зимой 10-00-1700 Выходной понедельник.
ДЕЛЬФИНАРИЙ.
Севастопольский дельфинарий в Артбухте расположен в центре города. Представления проходят ежедневно (дельфинарий работает только летом), во время которых дельфины выполняют всевозможные трюки. Программа морских котиков разнообразна, много юмористических номеров, а программа дельфинов в основном построена на всевозможных комбинациях катания тренера. После представления все желающие за дополнительную плату могут фотографироваться с любимыми морскими животными и плавать в маленьком бассейне с дельфинами. По мнению ряда ученых, акустические сигналы дельфинов производят эффект биологического резонанса, стимулируют у человека выделение гормонов-эндорфинов, которые улучшают психоэмоциональное состояние, деятельность вегетативной нервной системы, повышают общий жизненный тонус.
Адрес: Набережная Корнилова 2.
Сеансы летом в 11-00, 14-00, 17-00.